Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблем проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введен в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нес службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошел 211 900 миль.
Многие послевоенные корабли проекта 68-бис получили возможность проявить себя на мирном поприще. Так, крейсер «Михаил Кутузов» сделал себе «политическую карьеру» и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.
Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира. Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налета на александрийский порт удалось избежать.
За свою карьеру «корабль-политик» совершил 15 дальних походов, но самый запоминающийся из них состоялся в июне 1957 года, когда крейсер был направлен на празднование 40-летия Октябрьской революции в город Ленинград. Путешествие выдалось бы довольно тривиальным, если бы перед экипажем не поставили боевую задачу: в пути через Северо-Западную Атлантику найти сильный шторм и пройти сквозь него в целях проверки корабля на прочность.
Отыскать «большую волну» помогли рыбаки, которые сообщали команде крейсера о бурях в этом районе. В сентябре «Михаил Кутузов» нашел подходящую погоду в районе Шетландских островов, где 9-балльный шторм практически положил его на борт. Угол крена достиг 67 градусов — максимума за всю историю службы, после чего корабль вернулся на ровный киль. Правую скулу — литой участок весом 20 тонн — просто вывернуло вместе с якорем и положило на палубу. В таком состоянии крейсер дошел до пункта назначения, города Ленинграда, но уже 7 ноября после ремонта стоял на параде на Неве.
В настоящее время крейсер пришвартован к берегам Новороссийска и является одним из самых популярных объектов туристского показа.
Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края / https://kurortkuban.ru/