RU

Гуамское ущелье

О происхождении названия Гуамского ущелья и прилегающего к нему поселка Гуамка существует много версий. По одной из версий название происходит от имени храброго…

О происхождении названия Гуамского ущелья и прилегающего к нему поселка Гуамка существует много версий. По одной из версий название происходит от имени храброго война Гуама, род предводительством которого в 1717 году адыги заманили в это ущелье 5-тысячное войско крымского хана Девлет-Гирея и почти полностью уничтожили его. По другой версии, в переводе с адыгейского слово Гуама связано с дикими пчелами, намекая на то, что жители села Гуамка издавна занимались бортничеством. Некоторые утверждают, что Гуама в переводе означает "неприятное сердцу", не без основания намекая на кровавое прошлое ущелья.

В 1942 г. фашисты производили здесь массовые расстрелы. Расстрелянные падали в реку Курджипс с высоты 15—20 метров. Самые отчаянные прыгали в воду еще до выстрелов. В верхнем конце Гуамского ущелья, у моста через Сухую балку, на скале укреплена мемориальная доска с надписью: "Здесь 12 сентября 1942 г. группа партизан Апшеронского отряда под командованием Стаканова В. З. в момент, когда заходил железнодорожный состав с фашистами на мост, произвела его взрыв, в результате которого было уничтожено более 50 гитлеровцев".

В 2008 г. доску обновили. В советские времена нужна была древесина в больших количествах. Её нашли в верховьях Курджипса. Но на пути стояло узкое Гуамское ущелье. Был найден типичный для тех времен выход — прорубить нишу в стене ущелья и пустить по ней полотно узкоколейной железной дороги.

Строительство узкоколейной железной дороги сквозь Гуамское ущелье, в зависимости от времени, считалось то жутким испытанием поколения 30-х годов ХХ века, преступлением государства против собственного народа, то великим подвигом. Любуясь красотами, мало кто задумывается над трудом строителей. Ведь столько препятствий и осложнений было. Основной инструмент строителей — взрывчатка, кирка и лом, лопаты применялись мало — взорванная порода валилась в Курджипс.

Работали в основном над ущельем, на страховочных тросах. В первую пятилетку (1928—1932 гг.) восьмикилометровая узкоколейка сквозь ущелье, соединила прежде почти автономный Мезмай с остальным Краснодарским краем. Еще совсем недавно эта узкоколейная железная дорога действовала, по ней возили лес, продукты и пассажиров. Природа разрушила полотно паводками и оползнями. Сейчас ведется укрепление берегов и реконструкция железной дороги, но уже не для перевозки леса, а для туристских прогулок.

Министерство курортов и туризма Краснодарского края / kurortkuban.ru