Туристический портал Краснодарского края
RU

Культура Краснодарского края: переселенцы и народности

Культура Краснодарского края: переселенцы и народности
Культура Краснодарского края: переселенцы и народности

Издавна территория Кубани является «перекрестком цивилизаций», а Северный Кавказ – очагом расселения древних племен. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические памятники: раскопки древнегреческих городов-полисов, римских башен, турецких крепостей, стоянки древних кочевых племен. Античные якоря, осколки амфор, древние города, частично оказавшиеся под водой, привлекают дайверов со всего мира. В предгорьях сохранились дольмены – ровесники египетских пирамид, назначение которых до сих пор науке точно не известно. В кубанских степях огромное количество скифо-сарматских курганов с предметами быта.


«Кубань – перекресток цивилизаций и Родина более 100 народов»

Краснодарский край и сегодня остается одним из самых полиэтничных в России. В регионе проживает свыше 160 национальностей. Наиболее многочисленные группы населения: русские, армяне, украинцы, греки, белорусы, татары, грузины. Проживают на территории края также немцы, адыги, турки, цыгане, курды, ассирийцы, болгары, молдоване, осетины, абхазы, корейцы, поляки, азербайджанцы, крымские татары и другие. Все эти народы представляют единую общность населения Кубани, сохраняя при этом самобытность и традиции, которые, постепенно смешиваясь, создают неповторимый колорит кубанской этнографической культуры.

Предлагаем остановиться на отдельных национальных и этнических группах, возникновение которых в большей степени повлияло на развитие региона.

Всем нам из курса «Кубановедение» известно об истории заселения кубанских земель запорожскими казаками в XVIII веке. Но мало кто знает, что первые казаки на Кубани появились в XVII веке и никакого отношения к запорожцам не имели. По сути первые «кубанские» казаки были донскими по своему происхождению, и связано их переселение было с борьбой донских казаков за свои права, а также с введением в середине 1650-х годов патриархом Никоном церковной реформы, расколовшей православный народ. Следующее крупное пополнение рядов кубанского казачества произошло в 1708 году после ряда поражений в Булавинском восстании. Ближайший сподвижник К.А. Булавина – Игнат Некрасов увел с Дона казаков на Правобережье Кубани, входившей тогда в состав Крымского ханства. Казаки-некрасовцы обосновались на Таманском полуострове. В результате политических противоречий большая часть некрасовцев в конце XVIII - начале XIX века переселились на Дунай, а затем в Анатолию, став подданными Османской империи. В ХХ веке начинается их возвращение на Родину. Так были основаны хутора Некрасовский и Новонекрасовский (Приморско-Ахтарский район). Со слов самих казаков, прожив более 200 лет на чужбине, они не предали своей православной веры и не изменили своим обычаям.

Еще один древний народ Кубани – адыгское население. Адыги – коренное население Северно-Западного Кавказа, потомки меотов. Западные адыги вели оседлый образ жизни и в XVI-XVII вв. селились в периметре от Тамани, бассейна Лабы и до современного Туапсе на юге. Интересный факт: долгое время часть адыгов исповедовали христианство, при этом процесс проникновения мусульманства происходил достаточно медленно. Русско-турецкие войны, а затем освоение Кавказа Российской империей не раз меняли характер взаимоотношений с адыгами. Сегодня Кубань невозможно представить без ближайших соседей, с которыми выстроились добрососедские отношения.

Второй по численности народ проживающий сегодня в регионе – армяне. Упоминания о них на территории края относятся к далекому XV веку, когда основная масса армян из Крыма, где активно шла исламизация и тюркизация, стала переселяться в Закубанье. Прожив почти 300 лет в окружении адыгских племен, армяне восприняли многие их черты и традиции. «Горские» или «закубанские» армяне стали называться черкесогаями, к ним также примкнули греки и южные татары из Крыма.

С усилением исламизации Кавказа, отношения с адыгами становились все более противоречивыми, и армяне начинают переселение в пределы Российской империи. В течение XIX века черкесогаи поселились в Екатеринодаре, Лабинском, Белореченском, Усть-Лабинском районах, а также в черноморских городах-крепостях. В конце XIX века значительное количество черкесских армян концентрируется недалеко от Армавира, на хуторе Романовский, около станции Кавказская. Выходцами из среды черкесогаев стали известные кубанские промышленники и купцы: Богарсуковы, Черачевы, Тарасовы, Бедросовы. Другая группа армян, переселившихся на Кубань в конце XIX – начале XX веков из области Понт (Турция), – амшенские (понтийские) армяне. Местом их компактного проживания стал Туапсинский район.

Еще одним коренным народом Кубани наравне с армянами считаются греки. Переселение понтийских греков в пределы Российской империи начинается в начале XIX века. Главные причины – усиление национального давления османского правительства и увеличение влияния России. К концу XIX – началу XX века переселение приобретает массовый характер. По местам компактного расселения понтийских греков образовались этноареальные группы: сочинская, туапсинская, геленджикаская, анапская, крымская, абинско-северская, горячеключевская, апшерноская, майкопско-белореченская.

Особенно ярко многонациональность нашего региона подчеркивает еще один немногочисленный, но уникальный народ. Единственным в России местом компактного поселения ассирийцев является село Урмия Курганинского района Краснодарского края. Ассирийцы – это древнейший арамеоязычный народ Ближнего Востока. Их появление на Кубани также, как и появление понтийских армян и греков связано с национальной политикой Османской империи XIX века. После русско-персидской войны, а также с усилением национального давления в Турции ассирийцы мигрировали в пределы Закавказья и на Кубань.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сегодня яркий полиэтничный Краснодарский край является домом для многих народов.

В нашем крае действует 161 национально-культурная общественная организация. Все они представляют основные национальные общины, включая 4 центра национальных культур. Такие центры являются важной площадкой для диалога власти и общества, мостом для формирования общих взглядов на острые проблемы в сфере межнациональных отношений. Ежегодно ЦНК проводится более 500 мероприятий этнокультурной направленности.


Как выглядит портрет современного жителя края? Это яркий, запоминающийся, радушный, смелый и сентиментальный, обласканный теплым южным солнцем человек. Он приезжает на «мусаку» к бабушке-гречанке по воскресеньям, слушает проникновенную мелодию дудука с дедушкой-армянином, любуется висящей в доме на стене казачьей шашкой, напоминающей о славных подвигах прадеда и, конечно же, всем сердцем и душой чувствует, что он настоящий русский человек, часть большой страны, имя которой – Россия!

Фото: admkrai.krasnodar.ru