RU
8 (800) 200-60-90

телефон горячей линии

Загадочные названия населённых пунктов Черноморского побережья. Назад к истокам

Загадочные названия населённых пунктов Черноморского побережья. Назад к истокам
Загадочные названия населённых пунктов Черноморского побережья. Назад к истокам
#история
Загадочные названия населённых пунктов Черноморского побережья. Назад к истокам
Вы никогда не задумывались, почему у курортов и иных населённых пунктов Краснодарского края, в частности Черноморского побережья, такие необычные и как будто не русские названия? Взять хотя бы те, что у нас всегда на слуху: Пшада, Дагомыс, Туапсе, Мацеста. Они стали привычны нашему слуху, но всё-таки происхождение их для многих по-прежнему остаётся загадкой и поводом для развлечения во время дорожного путешествия на море.
Что тогда говорить про менее известные, но не менее необычные Чембурку, Сукко, Дедеркой, Детляжку? Предлагаем окунуться в историю и разобраться, откуда на Черноморском побережье столько иноязычных названий и какие народы так нарекли любимые нами места.

Дело в том, что в разные времена на территории Черноморского побережья проживали разные народы и племена. Так, например, Анапа и другие курорты помнят процветающие здесь некогда античные колонии древних греков. И ещё до нашей эры в предгорьях Чёрного моря стали расселятся адыги, тогда именуемые черкесами. Их состав пополняли племена шапсугов, убыхов, абазинов. Позже и натухайцев. Так, например, шапсуги (черкесская субэтническая группа) проживали на территории нынешних Туапсинского района и Лазаревского. Горские народы отличались воинственностью и в разные периоды истории воевали за территории с ногайцами, турками и даже своим сильным соседом Россией.

После окончания кровопролитной и трагической Кавказской войны в 1864 году большая часть горского населения предгорий Чёрного моря была вынуждена иммигрировать в Турцию. Земли стали осваивать русские, грузины, украинцы, прибалтийцы, армяне и другие народы. Оставшиеся немногочисленные племена горцев основали свои поселения.
Например, группа шапсугов (около 2 000 человек) основала аулы на территории Сочи, которые и сегодня несут в себе частичку черкесской истории и уклада жизни. Но не только в этой районе можно встретить следы адыгов (черкесов). По трассе М4 (по дороге на Новороссийск), в сторону Джубги или Анапы можно встретить массу поселений, которые сохранили названия прошлых веков и имена прославленных черкесских воинов и правителей.

Одно из таких окутанных легендами мест — бухта Инал в Туапсинском районе близ посёлка Бжид. Находится населённый пункт почти в равной удалённости от Архипо-Осиповки и Джубги — двух популярных курортов среди туристов. Красивая уединённая бухта спряталась среди гор и почти никогда не подвергается сильным штормам из-за специфического ландшафта береговой линии. Зато море здесь отличается особенной чистотой и прозрачностью. Так вот, название у бухты, известное практически всем кубанцам, не просто слово, но имя одного видного кабардинского князя — политического деятеля и воина. Предание достоверно не сообщает, но предполагается, что жил он в XV веке. Ещё полагают, что он посвятил свою жизнь объединению разрозненных племён адыгов (черкесов), и именно он стал основателем многих родов Северного Кавказа: Хатукаевых, Бесленеевых, Кабардинов, Темиргоевых и других. Есть, к слову, и другие версии происхождения названия «Инал», в том числе романтическая, что не удивительно. Место и правда очень тихое, будто спрятанное от любопытных глаз.

А вот если отправиться в сторону Сочи, то турист непременно отметит другой санаторно-курортный пункт на карте — посёлок Дагомыс в Лазаревском районе. Многие сюда приезжают отдохнуть и поправить здоровье в одноимённый комплекс или другие санатории, но мало кто знает этимологию названия посёлка. Дагомыс — не просто красивое имя чая, произрастающего на предгорных плантациях, но и осколок черкесской культуры, процветающей здесь до Кавказской войны. Есть несколько версий топонимики названия. Возможно, Дагомыс — это черкесское «Тыгъэмыпс» (тёмное место). Справедливости ради отметим, что действительно правое ущелье или Западный Дагомыс был гуще покрыт лесами, и поселения тут располагались на высоких террасах, где было достаточно света для выращивания сельскохозяйственных культур.

По другой версии считается, что в название ныне курортного посёлка заложено слово «вода» или «река». То есть дословно перевод должен звучать, как «река рода Дагомуко». Где Дагомуко — местный княжеский род. Кстати, в своё время на здешних территориях была развита дольменная культура. Даже сегодня можно отправиться на экскурсию к загадочным дольменам в Сочинском национальном парке.
А если сдвинуться в сторону Анапского курорта, то можно встретить сразу несколько говорящих названий — известный всем Сукко и менее известный населённый пункт Чембурка. Первый основали некогда натухайцы — это был аул не менее, чем в 200 саклей. Перевод с татарско-адыгейского звучит, как «водопой кабана», «долина воды» или «сын воды». Почему воды? Потому что аул был наречён по названию реки, в долине которой расположен.

С Чембуркой не всё так однозначно. По одной из версий так стали называть солдатские слободки, основанные выходцами Нашенбургского полка. Он охранял покой здешних земель и предотвращал постоянные стычки казаков и черкесов. По другой версии всё гораздо проще: местность была названа адыгами по основному роду деятельности, который они здесь вели. С адыгейского «чумбрук» переводится, как «корова».
Весь Краснодарский край испещрён свидетельствами исторической принадлежности здешних мест той или иной народности в разные периоды истории. И теперь, путешествуя по Кубани, вы сможете не просто удивляться диковинным названиям курортов и посёлков, но и приобщаться к богатому наследию прошлого южных широт России. Кстати, у известного курорта Туапсе тоже адыгское происхождение — в переводе «две реки». Интересно, правда?